Для неофита

Немного о главном

Записки катехизатора

Немного о главном

Большинство людей, которые приходят в храм, чтобы крестить детей или креститься самим, или повенчаться, или поставить свечи, или услышать совет, как поступать, в неожиданно свалившейся на голову проблеме, считают главными и важными в своей жизни - заботы мира сего. Между тем, это отнюдь не самое главное. Этот мир рано или поздно придется оставить, а значит и житейские проблемы сами собой растворятся и исчезнут, как дым. Душа оставит тело и уйдет, но не исчезнет. И тогда для нее откроется то, что действительно является главным и важным. 

Если человек хочет поступить в институт, он готовится к экзамену. Штудирует учебники, порой не досыпает, отказывает себе в разных удовольствиях, чтобы не тратить время напрасно. И это естественно. Иначе не поступишь в ВУЗ. Так почему же можно пренебрегать подготовкой к вечной участи, хотя все мы знаем, что вечность несомненно ждет каждого из нас?!
Допустим, родители хотят, чтобы их ребенок вырос выдающимся человеком или хотя бы добился в жизни чего-нибудь важного, значимого. Ребенка отдают в спортивную секцию или в музыкальную школу. Он по три раза в неделю посещает занятия. Да еще и дома не раз и не два выполняет определенные учителем упражнения. Он настроен на успех, на результат. Так какой же результат будет в духовной жизни, если посещать храм два раза в год: на Рождество и Пасху?!
Духовная жизнь требует от человека максимального напряжения сил. Точнее, изменения направления своих усилий. Человек должен понимать, что настоящая земная жизнь - это состояние временное. И относится к ней необходимо, как к проходящему. Об этом нам и говорит Евангелие: " У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?  Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.  И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, – не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться" (Лк. 12, 16-22). " Не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам"  (Лк, 12, 29-31).
В житии прп. Марка Фраческого описывается его исход из земной жизни: "Тут воссиял свет, пришли Ангелы и разлучили душу святого Марка от тела. Духовным очам преподобного Серапиона открылось страшное и торжественное зрелище. Он видел, как Ангелы понесли душу святого, минуя мытарства воздушных князей. Только на одном из мытарств на мытарстве гордости был задержан святой Марк... Бесы обвинили его в гордости, ссылаясь на его предсмертные слова.". Он был задержан на целый час!... Причем, Сам  "Господь возвестил старцу Серапиону через двух ангелов, явившихся в образе пустынников, что на Фраческой горе в Эфиопии живет пустынник Марк, равного которому нет среди людей ". Между тем, это тот преподобный, который в беседе со старцем Серапионом спросил: "А есть ли ныне святые, творящие чудеса, которые, как сказал Господь: Если будете иметь веру с горчичное зерно и скажите горе сей: «перейди отсюда туда» и она перейдет, и ничего не будет невозможного для вас (Мф. 17, 20). Когда он говорил эти слова гора Фраческая двинулась к морю на два с половиной километра. Преподобный Марк сказал горе: «Тебе не приказывал двинуться с места, но я беседовал с братом, посему ты стань на место свое!» И гора встала на место.". Если таких чудотворцев задерживают на мытарствах, что же  будет с нами грешными?! Понятно, что не стоит путать себя со святыми, и что с нас не такой спрос. Однако, не стоит и пренебрегать и не радеть о своей будущей участи. Нам ничто не мешает к ней подготовиться. Прп. Серафим Саровский указывает, что смысл земной жизни состоит в приобретении духовного богатства. Подобно тому, как купец умножает богатство тленное, всякий христианин должен умножать в своем сердце богатство не тленное, " ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Мф. 6:21). 
Каждый христианин должен стараться соблюдать сосуд своей души в чистоте. Или хотя бы очищать его покаянием. Но не стоит думать, что это невыносимо тяжело. Что от таких трудов жизнь превращается в ад. Что такая жизнь полностью лишена радости. Напротив, творить добро приятно. Это заложено в нас Творцом. Разве когда мы делаем какое-либо доброе дело, мы не испытываем удовольствия? Конечно, испытываем. Просто необходимо перенастроить свои мысли, желания, да и саму жизнь на божественную волю. И тогда состояние небесной радости сначала потихонечку и как бы незаметно, а потом все сильней и сильней начнет проявляться уже в этой временной жизни.

В. Малышев.