Житие и труды Святителя Димитрия Ростовского

Дела Божии в делах человеческих

В делах человеческих нередко являются дела Божии

Со времени смерти и погребения святителя Димитрия истекал сорок третий год, как началось по монастырю самое обыкновенное дело, поправка опустившагося церковнаго пола. Обстоятельства того времени представлялись в следующем виде.

Яковлевский монастырь был тогда приписным к Ростовскому митрополитскому дому. Управителем его был некто игумен Геннадий; он же состоял и экономом митрополитскаго дома. Геннадий заметил, что в церкви Зачатьевской7 в том месте, где погребен святитель Димитрий и где на верху стояла деревянная гробница, пол опустился, чугунныя плиты тряслись; от этого являлась опасность падения всего пола, весьма возможная и чрезвычайно опасная при многочисленных собраниях богомольцев.

Боясь за себя и за других, Геннадий 18-го числа сентября 1752 года донес об этом бывшему митрополиту Арсению. Владыка отнесся к сему делу с полным вниманием и осмотрительностью. Дозволяя передвинуть гробницу на другое место и разобрать пол, Арсений велит осмотреть все место под полом, дознать причину оседания пола, высказать свои соображения к исправлению ветхости и о том снова предложить ему. Сентября 19 дня 1752 года игумен Геннадий представил второе донесение по этому делу к митрополиту Арсению. В донесении он объявляет, что под разобранным полом каменнаго свода над гробом совсем нет. Вместо того была сделана большая насыпь земли и песку, но и та осела и образовала в середине углубление. Когда вынесли насыпную землю, внизу осмотрели весьма согнивший деревянный обруб, сделанный из толстых бревен. Сверх того были положены на обруб толстыя доловыя бревна и засыпаны землею.8 От тяжести сделанной насыпи и последовавшаго согнития бревен, они преломились и опустились в самый обруб и засыпали гроб святителя.

Геннадий прибавил в донесении, что нельзя исправить церковнаго пола не вынявши предварительно согнившаго обруба. Того же 19 сентября митрополит Арсений выслушав донесение, приказал разобрать согнивший обруб, землю всю выбрать вон и снова доложить ему о сем деле.

Двадцать перваго сентября 1752 года игумен Геннадий представил третье донесение Арсению, где уже сказано нечто о самом святителе Димитрии. По тщательном очищении земли и разобрании переломленных бревен, оказалась крышка гроба св. Димитрия; она тоже разломлена и сгнила. Свозь ея скважины виднелись покров, шапка и одеяние на святителе нетленныя. Под гробом каменнаго фундамента не было. При том же показанный обруб был положен весьма близко к стене церкви, на слабом и сыром грунте земли, от чего ослаблен бут и уже показались трещины на стенах самой церкви. Для ограждения прочности всего церковнаго здания необходимо нужно было, по соображениям Геннадия, отодвинуть гроб святителя от стены и к ней сделать каменный прибуток; для самого же гроба надлежит сделать каменную гробницу,9 и тогда приступить к исправлению церковнаго пола.

Митрополит поражен был важностию сведения о нетлении святительских одежд чрез столь долгое время. Разсуждая при сем, что во время земной жизни святитель Димитрий отличался благочестием и святостию жизни, равно как и высокими дарованиями разума, озареннаго благодатию свыше, чему доказательством служат многочисленныя сочинения и им же составленныя «Четии минеи», митрополит решил приступить к немедленному осмотру почивающаго святителя. Подлинныя слова архивнаго дела гласят так: «при таком случае (при усмотренном нетлении одежд) следует Его Преосвященства посмотреть. Того ради показаннаго ж числа наше архиерейство с оным экономом, да с духовником нашим и с некоторыми дому нашего иеромонахами в тот Яковлевский монастырь ездили и тот гроб преосвященнаго Димитрия осматривали.10 Осмотр гроба, совершенный соборне, показал следующее: под раздавленною гробовою крышкою оказалось весьма много земли; возглавие у гроба отломлено тяжестию обрубных бревен, опустившихся на гроб, а другия части того гроба целы. Рудожелтый атлас, которым был обит гроб, оказался твердым. На лице Его Преосвященства наложенный покров камки желтой, на главе шапка из тафты рудожелтой же, одеяние на нем: омофор, саккос, поручи и другое все 
нетленное, на вые крест медный позолоченный на тонком шелковом тканце невредим и со тканцем, на Евангелии, положенном на перси, распятие Господне и три Евангелиста имеются невредимы ж, внутри Евангелия бумага вся сотлела, четки на руковах шелковыя невредимы, власы на главе все в целосте и на браде волосы имеются все в целости, башмаки черныя тверды.


После своего личнаго осмотра, записаннаго в деле теми же, как и у нас словами, Арсений приказал составить особую следственную комиссию из эконома и помянутых иеромонахов под главным руководством архимандрита Варфоломея, бывшаго тогда настоятелем Ярославскаго Спасскаго монастыря, и всем им поручил: гроб святителя Димитрия вынять из земли и из него выбрать всю землю со всяким брежением и потом Его Преосвященство обстоятельно осмотрит и описать и ту опись представить к нему Арсению. Особенно же одному Геннадию, как управителю Ярославскаго монастыря, он поручил устроить как можно скорее каменный прибуток для ограждения крепости церковнаго здания и все место, где стоял гроб святителя, заделать кирпичем и потом исправить церковный пол.12 Для самого же св. Димитрия Владыка приказал приказал приготовить новый дубовый гроб и особенную каменную гробницу и, когда все будет готово, о том представить ему немедленно. «По чему, говорит архивное дело, гроб Его Преосвященства с новым гробом в церкви на месте прежней гробницы сам поставить имею».

Священник Флегонт Морев

Подробнее