Проповеди

Облекитесь во всеоружие Божие

Облекитесь во всеоружие Божие… 


Облекитесь во всеоружие Божие… Станьте твердо, препоясавши чресла ваши истиною. (Еф. 6:11,14) 

Жизнь – борьба, борьба тяжелая и опасная. Разнообразные обстоятельства и отношения жизни бороться заставляют каждого: даже отшельник в пустыне, в одинокой келье, и тот борется, борется с тяготением к греху, с тяготением к миру, с его искушениями. 

Иногда жизненная борьба становится общею для целых групп людей, ставит тысяч против тысяч и тем, и захватывает, как это мы наблюдаем ныне, все стороны жизни церковной и гражданской, и общественной и частной. Результаты такой массовой борьбы имеют значение для миллионов людей… Как должен относиться к этой борьбе христианин? И в борьбе он должен неизменно оставаться христианином, «добрым воином Христовым» (2 Тим.2:3), всегда помнящим Его заветы любви и мира, любящим не только соратника брани, но и врага своего (Мф. 5:45), по нужде облекающимся в оружие телесное, но отличительным оружием которого служит оружие духовное: (Еф. 6:14-17) – это «всеоружие Божие». Тысячи борцов, вооруженных этим святым оружием, победоносно вышли из тяжелой жизненной брани и венчались славою на небе. 

Но прежде чем взяться за это духовное оружие брани, воин Христов должен препоясаться истиною. «Станите убо», говорит св. апостол, «препоясани чресла ваши истиною». 

Почему же истина поставляется во главу духовного всеоружия и что значит препоясание его? 

И среди повседневных жизненных испытаний самое горькое и опасное – мрак мысли и происходящее отсюда смятение чувства. Что такое? Откуда? За что? Можно ли и как перенесть? Увы, горе нам, погибаем! – восклицают страх и малодушие, когда над головою собираются грозные тучи бед, скорбей, испытаний. Этот мрак мысли, это смятение чувств особенно опасны в годины великих испытаний и браней, когда тьма покрывает целые страны и мрак распространяется над целыми народами (Ис. 60:2), когда целые общества, и даже целые народы перестают отличать истину от лжи, правду от неправды. Любовь от коварства, врагов от друзей; когда целые толпы ослепленных людей идут во след вождей слепых, обещающих счастье, но ведущих в пропасть; когда, как на пир, спешат на братоубийственные распри, и на гнусные преступления (грабеж, насилие, убийства) идут как на подвиг. Живущим в таком мраке прежде всего надобен свет духовный, который есть истина. Какова жизнь должна быть, какова она теперь, где враги жизни и спасения, где соратники брани. Откуда ждать помощи, где и как стать. Что делать, что говорить, все это должно быть каждому воину Христову ясно, как день. Только при свете истины можно действовать и другими оружиями брани духовной. Все другие духовные оружия Апостол подчиняет истине, называя их «оружиями света» (Рим. 13:12). 

Истина – это предмет всегдашних усиленных желаний и исканий человека; и это естественно; кому не дорог свет? Истина – это сокровище; кто знает ему цену, тот ради него готов забыть все на свете. Напряженные усилия людей найти истину и представить ее или во властном слове науки, или в прекрасных художественных образах, с христианской точки зрения достойны всякого уважения. Но эта истина – истина человеческая. Есть лишь тень истины; никогда она не была и не будет в состоянии осветить человеку поле жизненной брани, указать ему цель и смысл жизни, раскрыть ему непреложные законы ее. Это может сделать лишь истина Божия (Рим. 15:8), истина Христова (2 Кор. 11:10), прославленная победительница мира (1 Ин. 5:4). Пред ней преклонилась седая мудрость языческой древности. Она просветила новые народы. И в эти допускаемые ныне Провидением времена мрака к ней с надеждой спасения и жизни устремляются наши сердца. Мы ждем луч ее. Как ждем не дождемся луча солнечного в ненастные дни. Только она, паче солнца сияющая и животворящая. В силах просветить и оживотворить, одушевить и поднять блуждающих и изнемогающих во тьме и сени смертной. 

Зная ненадежность и изменчивость человеческих светочей истины, Господь для хранения этой небесной истины создал св. Церковь, незыблемую, нерушимую до скончания века. Хранимая св. Церковью истина светит и теперь, греет и теперь мир при всем мраке и холоде человеческих заблуждений. Так в ненастный день светит и греет солнце. Хотя его и не видно за облаками. И не только светит ныне в мире св. истина Христова, но творит свое великое дело перерождения и обновления греховного мира и, может быть, творит даже сильнее и тверже, чем в другое обычное, спокойное время. Слышим шум, видим брожение кругом себя… Но да не смущается сердце наше. Действие закваски евангельской в такие времена всегда бывало особенно сильно и успешно. Движение продолжительно, борение сильное, много сторон жизни и науки охвачено мощным движением: значит многосторонне будут и действие св. закваски. Сколько таких движений видел уже мир, какие перевороты совершались в жизни народов, сколько раз слабые и робкие сердца в тревоге устремлялись к небу с мыслию: будет ли конец борьбе, устоит ли мир, выдержит ли грубый напор мира св. Церковь и св. истина? Но устоял мир, устояла св. Церковь, жизнь народов вновь входила в порядок и знаменовалась особенно пышным торжеством Христовой истины. Она все глубже входила в жизнь и убеждения людей… Как пахарь глубоко бороздит землю плугом, нещадно терзает грудь ее бороной, чтобы приготовить ее для посева. Тем глубже проводить борозду, тем нещаднее терзать ее бороной, чем больше на ней сорных трав и зарослей, так и Христос. Много сорных трав вросло в сердцах наших. Они неспособны стали воспринимать и возвращать благое семя евангельское. Горе, беды, страдания избороздят наши черствые души, как борона истерзает их смута, раздор, дождем польет их горькие слезы, пот и кровь; и когда почва таким образом будет приготовлена, небесный Сеятель засеет наши души семенем св. Истины, мира и любви. Святое семя вырастет и принесет обильный плод. 

Но пока совершится это святое дело, в слух каждого из нас пусть раздаются слова: «спасайтесь от рода развращенного» (Дн. 2:40). Стремящегося засеять наши души плевелами: ложью вместо истины, раздором вместо мира, ненавистью к брату вместо любви. И не только свой челнок надобно спасать от потопления, но должно, по мере сил, способствовать торжеству истины, мира и любви и среди братий. В том и другом случае нужно не только знание истины, но и препоясание ею. 

Препоясание истиною означает полное усвоение ее (Мф. 7:24) уму и сердцу. Для борьбы с искушениями и соблазнами века и вообще для совершения доброго подвига необходимы ясность мысли, твердость убеждений. «Всему ему же веровах» (2 Тим. 1:12). Вот слова препоясанных истиною. 

Этой, между прочим, черты не достанет нашему лживому, лукавому времени. Мало стало мужей силы. Все трости, колебаемые ветром. Сегодня гнутся они в одну сторону, а завтра, если изменится ветер. С тем же равнодушным льстивым шелестом погнутся в другую. К таковым особенно относятся слова Апостола: «станьте же твердо, препоясани чресла ваши истиною!» 

Препоясание истиною означает далее постоянное бодрствование над собою, постоянное стремление согласовать свои чувства, мысли, желания и поступки с тем, что благоугодно Богови (Еф.5:10). Это – постоянная сосредоточенность. Самособранность духа, серьезность. Искушение тем и сильно, что постигает нас неожиданно, вдруг. «Если бы знал хозяин дома, когда в какой час придет вор, то не дал бы подкопать дома своего» (Мф. 24:43). Как вихрь, налетают искушения и беды, закрутят, завертят и несчастный, застигнутый врасплох, теряет представление о направлении: вместо того, чтобы бежать от пропасти к дому, бежит от дома к пропасти, вместо того, чтобы попав в пучину, плыть к берегу, плывет от берега и тонет, гибнет безвозвратно. Это потому что задремал, а нужно было бодрствовать, рассеялся, а нужно было быть на страже! Для пришедших в смятение среди бед и напастей нынешних дней, и несущихся к верной гибели есть еще спасение: препоясанные истиною, в вихре бед и искушений сохранившие здравое сознание, — возвысьте голос из глубины любящего сердца мощно, именем Христа зовите их от пути заблуждения их! Господь укрепит вас и поможет вам спасти гибнущих среди искушений братьев. 

Препоясание истиною означает, наконец, постоянную готовность быть тем, к чему она обязует. Воля Господня каждому из нас ясно, как день, указывает свое место, свои обязанности, и только там, где каждый твердо стоит на своем месте, при своем деле. Мыслимо благоденствие и счастье. Жизнь – борьба, жизнь – подвиг. Воин стоит на своей страже: ветер рвет его платье. Холод пронизывает до мозга костей. Но он стоит, не смеет сойти и не сходит. Так и каждый из нас на своем жизненном посту должен сносить посылаемые ему беды и искушения. Постыдно бежать с поля брани, еще постыднее сдаваться врагу. Если под давлением бед и смут начинается слабеть чувство гражданского долга и чести, пусть живая вера будет вашим оплотом и ограждением: «Богу так угодно, да будет его святая воля и в жизни, и в смерти моей!» Грозные тучи собираются и виснут над головой в иной летний день; страшно тяжело; уныние силится овладеть душой. Но вдруг этой тучи не стало, облака куда-то умчались. Открылось чистое, голубое небо. Пуще прежнего сверкают лучи солнечные, как бы радуясь победе над надвигавшейся тьмой. Так часто бывает в жизни… «Маловерный, зачем ты усомнился?» (Мф. 14:31) Восклицает Господь, как некогда Петру, каждому Своему верному последователю, тонущему в многомятежных волнах житейского моря. «Я здесь, ободритесь, не бойтесь!». «В моей руке все эти ветры и громы, и молнии!» И слабеющий дух воина Христова вновь исполняется бодрости, крепнет. И бодро, и смело, подобно могучему дубу, грудью встречает он бурю. Ломится, но не погнется. Сломится, если будет одинок. Но, если могучею стеною, твердо станет брат к брату, все верные воины рати Христовой, тогда никакие бури ни церкви, ни отчизне не страшны! 

Итак, препоясавши чресла ваши истиною, станьте твердо в ясном. Серьезном сознании и исполнении долга! Сами собой отпадут тогда все обдержащие нас беды, для нас откроется «обетованная», давно желанная земля мира, любви, успокоения. Аминь. 

1923 год. Православный журнал «Вера и жизнь» 
№ 1-2, 1923 г., февраль – Статья архиепископа Иоанна «Облекитесь во всеоружие Божие…», с. 4-9.