Жизнь прихода

Жизнь, связанная с храмом

К юбилею прихода

Большая часть моей жизни так или иначе связана с очаковским храмом...

Осенью 1992 года от одного из одноклассников узнал, что в книжном магазине на Большой Очаковской открылась церковная лавка.

К этому моменту «арсенал» церковных предметов дома был невелик: одна небольшая икона преподобного Сергия, «Детская Библия» (новогодний подарок родителей), переписанные на бумаге молитвы, несколько номеров детского журнала «Трамвай» (некоторые выпуски были посвящены Рождеству и Пасхе), бумажный складень с иконой Троицы и текстом Символа веры. Поэтому появление в шаговой доступности церковной лавки было отличной новостью. В этот же день был приобретен первый молитвослов. Затем появились «Закон Божий», «Библия», иконы Спасителя и Богородицы.

На протяжении нескольких лет книжный магазин мною стал посещаться регулярно: старался отслеживать новинки – домашняя библиотека потихоньку стала формироваться.

Во время первого посещения церковной лавки я узнал об открытии за железнодорожной линией храма святителя Димитрия. В январе 1993 года уговорил бабушку поехать вместе со мной на разведку. Впечатлило многое: и «величина» храма (он был намного меньше по сравнению с теми храмами, которые мы с бабушкой раньше посещали – Троицким на Воробьевых горах и Архангела Михаила в Тропарево), и временный иконостас, и печка, не позволяющая замерзнуть небольшому количеству прихожан. После службы подошел один из алтарников, вручил большой кулек с конфетами и произнес: «Это тебе от батюшки. С праздником!»

Тогда же, в январе, мы узнали о наборе в воскресную школу. Первые занятия начались достаточно быстро, весной. Отдельного помещения у школы тогда не было, поэтому в течение несколько лет занимались в клубе «Планета» на Очаковском шоссе. Занятия проводила Нина Михайловна, ей помогали студентки-прихожанки Александра и Дарья. Начало и конец занятий всегда сопровождались молитвой перед небольшой бумажной иконкой Спасителя, которую специально приносили и вешали на гвоздик. Сначала нам рассказывали о праздниках и о святых, затем, на следующий год, приступили к изучению самой главной службы – Литургии.

Занятия всегда сопровождались показом иллюстративного материала (как правило, репродукции икон), очень часто Нина Михайловна из дома приносила небольшой магнитофон и давала слушать церковные песнопения и песни иеромонаха Романа. На Рождество и Пасху организовывались праздники (каждый старался к этому дню выучить небольшое стихотворение, часто гостями был хор). Может быть, одним из ярких впечатлений были совместные поездки в Троице-Сергиеву Лавру, в Донской и Данилов монастыри, в Богоявленский и Кремлевские соборы, в Царицыно, на Даниловское кладбище (на могилку тогда еще не причисленной к лику святых блаженной Матроны)… Через несколько лет воскресная школа переехала в приходской дом – появились новые преподаватели и новые предметы (история Церкви, церковное пение, рисование и рукоделие…) Александра по сей день трудится при храме, исполняя послушание библиотекаря. Нина Михайловна ушла в монастырь, стала монахиней Миропией. Последний раз виделись с ней в Боголюбской обители в 2014 году. Удалось побывать и на ее отпевании в Снегирево…

Об отце Димитрии
Мне кажется, что первый раз я его увидел еще в Тропарево. Он произнес перед общей исповедью небольшую проповедь, я же поймал себя тогда на мысли, насколько понятно (даже мне, тогда еще маленькому мальчику), точно и высоко было это Слово. Такое же сильное впечатление впоследствии производили и его проповеди в храме, и беседы об основах веры после службы, и ответы на конкретные вопросы после исповеди. Как-то очень давно разговаривали с ним о двух путях жизни человека: о монашестве и жизни семейной.

Мне казалось, что второй вариант мне был тогда близок: только окончил педагогический университет, поступил в аспирантуру, начал работать в Свято-Софийском детском доме. А батюшка мне: «Ты отвергаешь монашеский путь, а совсем ничего о нем не знаешь. Вот будет отпуск, поживи в монастыре пару недель». Этот разговор состоялся 14 лет назад, в настоящее время я насельник Соловецкого монастыря.

Сейчас редко удается бывать в столице, но каждый раз, оказываясь дома, стараюсь добегать и до родного прихода: все-таки большая часть моей жизни так или иначе была связана с очаковским храмом.

Послушник Николай Панкрашкин