Житие и труды Святителя Димитрия Ростовского

Житие святителя Димитрия Ростовского

 

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский
   (память 21 сентября, 28 октября и 23 мая по старому стилю)

   Святитель Димитрий, в миру Даниил Туптало, родился в 1651 г. в местечке Макарьево под Киевом. Отец его, казачий сотник, был занят военной службой, и воспитанием сына занималась мать, Мария Михайловна. В доме их царил добрый христианский порядок. Одиннадцати лет Даниил поступил в Киевское Братское училище при Богоявленском монастыре. Скоро проявились умственные способности мальчика, а также склонность к подвижнической созерцательности. В 1665 г. во время войны с поляками Братское училище было разрушено, и Даниилу не пришлось больше учиться. На 17 году жизни 9 июля 1668 г. он принял монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 г. Димитрий проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловском монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. 23 мая 1675 г. святитель Димитрий был рукоположен во иеромонаха и в течении нескольких лет проповедовал слово Божие в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Слава о нем, как о великом проповеднике, быстро разнеслась повсюду.
   Выполняя обычные монастырские послушания, он продолжал свое духовное образование, и в 1675 г., в День Сошествия Святого Духа, был посвящен в сан иеродиакона, тогда же началась его проповедническая деятельность. Еще ректор училища заметил в нем дар слова и всемерно развивал его. Димитрий был сначала проповедником при архиепископе Лазаре Барановиче, которого он называл «великим столпом церковным», а потом в Вильне и Слуцке. В Малороссии Димитрий был игуменом в разных монастырях.
   В 1684 году настоятель Киево-Печерской Лавры архимандрит Варлаам, зная духовную настроенность, склонность к научному труду, а также большие литературные дарования иеромонаха Димитрия, поручил ему составление Четиих-Миней (житий святых) на весь год. Работа над этим монументальным трудом стала для святителя Димитрия делом всей его жизни (с 1684 по 1705 г.), которым он принес величайшую пользу всему русскому народу. Он обратился к широкому кругу источников, занимаясь их исследованием и анализом, закладывая тем самым фундамент отечественной научной агиографии. Не однажды являлись ему умершие святые, правили его труды и учили праведной жизни. Около 1689 г. святитель Димитрий по церковным делам посетил Москву и представлялся молодому Патриарху Иоакиму и молодому царю Петру. В 1701 г. он был рукоположен в Москве в митрополита Сибирского и Тобольского, но плохое здоровье помешало ему занять этот пост, да и продолжить свои труды он мог лишь там, где было сосредоточено просвещение. В 1702 г. он стал митрополитом Ростовским, здесь в 1705 г. он закончил Четии-Минеи.
   Вступив в управление епархией, святитель с пламенной ревностью заботился о благоустроении церковном и о спасении вверенной ему паствы. Сознавая необходимость образования для духовенства, святитель Димитрий устроил при своем архиерейском доме училище, собрав в нем более 200 детей священнослужителей. Это училище было предметом особенного попечения святого, и он сам принимал непосредственное участие в обучении и нравственном воспитании учащихся.
   Много трудился святитель над устроением жизни своей паствы. Нравы ее стояли крайне низко. Даже дети священников почти никогда не причащались. В окружных посланиях архиереям он наставлял их, как достойно проходить свое звание, как проповедовать раскольникам. Но больше, нежели посланиями, святитель учил своей жизнью: кроткий и мягкий в управлении, он был примером в молитве, посте, милостыне, проповеди его отличались простотой и живостью. Особое внимание святитель обратил и на старообрядческий раскол, заботясь об его искоренении. Святитель Димитрий написал обширное сочинение «Розыск о Брынской вере», раскрывшее самый дух раскола. В этом сочинении он убедительно доказал, что вера раскольников неправая, учение их душевредное, дела их не богоугодные.
   Святитель Димитрий был знаменитым проповедником и часто обращался к своей пастве с красноречивым словом назидания. Никакие труды и обязанности никогда не отвлекали его от проповедания слова Божия. Его глубоко чтила вся Православная Русь, начиная с царской семьи.
   Когда в Ростове ожидали прибытие царицы Прасковьи Федоровны на праздник Толгской иконы Божией Матери, которую должны были принести в Ростов, святитель сказал пророчески: «Се грядут в Ростов две царицы: Царица Небесная и царица земная, только я видеть их уже не сподоблюсь». Вскоре он заболел и, когда служил Литургию в день своего Ангела, проповеди говорить уже не мог. Шел он, с трудом опираясь на своих служителей, и тотчас же послал за певчими и слушал, греясь у печки, как они пели составленные им песнопения: «Иисусе мой, прелюбезный», «Надежду мою в Боге полагаю», «Ты мой Бог, Ты мое радование» и др. Когда они уходили, он удержал одного Савву Яковлева, переписывавшего его сочинения, и долго беседовал с ним, а отпуская, благословил и поклонился чуть не до земли. Певчий ушел в слезах. Оставшись один, святитель предался пламенной молитве. Так его утром и нашли скончавшегося на коленях. Гроб его был устлан по его воле его черновыми бумагами. Погребение состоялось 25 ноября в Яковлевском монастыре.
   Жизнь св. Димитрия исполнена подвигов поста, молитвы и милосердия. Все доходы он во всю свою жизнь употреблял или на церковные нужды или на благотворения неимущих. Его милосердие к нищим, вдовам и сиротам было бесконечно, он не умел отказывать просящему, сам довольствуясь лишь необходимым. В своем завещании он писал: «Никто же бо да трудится по смерти моей, испытуя или взыскуя каковаго-либо келейного моего собрания: ибо ниже на погребение что оставлю, ни на поминовение, да нищета иноческая наипаче на кончине явится Богу...»
   В 1752 г. во время ремонта монастырского собора были обретены нетленные мощи святителя Димитрия, исцелившие множество больных, и в 1757 г. он был причислен к лику святых. Святитель Димитрий скончался 28 октября 1709 года. Через 43 года были обретены его нетленные мощи.