Публицистика

Русский рок

Русский рок

Принято считать, что русский рок в корне отличается от западного разрушительного рок-н-ролла. Имеет свою культуру, основанную на нашем православном менталитете. А, следовательно, не несет в себе той разрушительной силы, которая заключена в западной рок-культуре. И даже имеет созидательное начало. Это все якобы дает право приобщаться к так называемой нашей тяжелой музыке не только нейтральной молодежи, но даже и православным ее представителям. Поскольку многие тексты отечественных исполнителей наполнены православным мироощущением. Со всем этим надо бы как следует  разобраться.

Первое, что приходит в голову от таких рассуждений, это очевидный факт вторичности русской рок-культуры. Все отечественные рок-звезды смотрят на запад. Там у них учителя и корни. Там у них образцы для подражаний. Если спросить любого русскоязычного рок-музыканта, о его музыкальных кумирах, он не назовет образецом для подражания допустим, Юрия Шевчука, Константина Кинчева, Гарика Сукачева или даже Бориса Гребенщикова. Он скажет: я считаю, что нам всем задали тон такие известные группы, как The Beatles, The Rolling Stones, «Queen», Led Zeppelin, AC/DC и так далее, и тому подобное.
Вообще, первые рок-группы появились в Советском Союзе в середине 60-х и именно на волне битломании. В основном, их музыка являлась подражанием зарубежным командам и исполнителям. Одной из первых русскоязычных рок-групп стала команда «Оловянные Солдатики».  В мультике «Ну погоди»  они озвучивают песню «У попа была собака».  В 70-х —80-х годах самыми значимыми группами советского андеграунда были «Машина Времени» и «Аквариум. Только в начале  80-х русская, а тогда еще советская рок-музыка стала стремительно набирать силу.
Чтобы упорядочить стихийное рок-движение, в 1981 году в СССР был открыт первый рок-клуб – Ленинградский . Потом появились и другие. Благодаря рок-клубам, музыканты смогли легально записывать пластинки и давать концерты, а у власти – контролировать советское рок-движение.
Многие аналитики сравнивают историю русского рока 80-ых с поздними 60-ми западной рок-музыки. Прототипом русской рок-музыки 80-х , если не сказать и сегодняшнего дня тоже, является англо-американская рок-музыка, а именно, такие ее направления как хард-рок, хэви-метал, «новая волна», а также панк-рок и частично пост-панк.
Пожалуй самым значимым в истории становления отечественной рок-музыки являлся  Ленинградский рок-клуб, в который входили такие группы, как «Аквариум» (Борис Гребенщиков), «Автоматические удовлетворители» (Андрей «Свин» Панов), «Зоопарк» (Майк Науменко), «Мифы», «Бригадный подряд» (Николай Михайлов), «Кино» (Виктор Цой), «Алиса» (Константин Кинчев), «ДДТ» (Юрий Шевчук), «Телевизор» (Михаил Борзыкин), «Оберманекен» (Анжей Захарищев фон Брауш), «Ноль» (Фёдор Чистяков), а также рок-бард Александр Башлачёв.
Музыка большинства групп, как правило, представляла собой аранжировки песен в акустическом исполнении, что позволяло исполнять их на «квартирниках» и приближало питерские группы к «традиционному» року 60-х.
В 1985 году в Москве была создана «рок-лаборатория» при Доме культуры им. Горбунова, в которую вошли «Машина времени» (Андрей Макаревич), «Воскресение» (Алексей Романов), «Звуки Му» (Пётр Мамонов), «Бригада С» (Гарик Сукачев), «Крематорий» (Армен Григорян), «Браво» (Евгений Хавтан). Для столичной рок-музыки была характерна ранняя коммерциализация.
Помимо групп, исполняющих «классический» рок, в 80-е годы в Москве появился ряд коллективов, играющих «металл»: «Ария», «Мастер», «Чёрный кофе» (Дмитрий Варшавский), «Круиз» (Валерий Гаина), «Чёрный обелиск» (Анатолий Крупнов) и «Коррозия Металла» (Сергей Троицкий).
В 1986 году был основан Свердловский рок-клуб. Известные группы из региона: «Урфин Джюс» (Александр Пантыкин), «Наутилус Помпилиус» (Вячеслав Бутусов), «Чайф» (Владимир Шахрин), «Настя», «Агата Кристи», «Апрельский марш». Уральский рок испытал сильное влияние западных групп 70-х годов, в том числе психоделического рока. Из Сибири вышли такие группы как: «Гражданская оборона» (Егор Летов), «Инструкция по выживанию», (Роман Неумоев), «Калинов мост» (Дмитрий Ревякин), Янка Дягилева. Периферийное и не имевшее единого центра сибирское рок-сообщество в 80-е годы было представлено в основном направлением, которое его участники называли панк-роком. Советский сибирский панк-рок опирался не только на англо-американский панк-рок, но и на пост-панк, гаражный рок, психоделию и даже частично на фолк-рок, и представлял собой отдельное культурное явление, продолжавшее существование в андеграунде и в 1990-е годы и оказавшее большое влияние на молодёжную субкультуру.
В Харькове, наиболее известная рок-группа— «Разные Люди» (Александр Чернецкий), в 1989—1994 годах вторым солистом и автором песен в которой был также Сергей Чиграков (Чиж). Некоторые харьковские рок-группы исполняли свои песни на украинском или английском (как рок-группа «Дождь») языках.
В Воронеже, где с конца 80-х стал действовать свой рок-клуб, одной из ярких рок-групп являлась «Сектор Газа», вокалистом и автором песен (настолько пошлых, что православному человеку их слушать невозможно), в которой был Юрий Клинских (Юрий Хой).
Не стоит забывать и о прямой связи отечественной рок-музыки с западными побратимами. Например, в 1986 в США вышел двойной альбом «Red Wave» («Красная волна») с записями ленинградских групп «Аквариум», «Странные игры», «Алиса» и «Кино», способствовавший развитию русского рока и интересу к советской рок-культуре за пределами СССР. Выпуск альбома стал возможен во многом благодаря Джоанне Стингрей — американке, много бывавшей в СССР и активно интересовавшейся советским роком. Она  вышла замуж за гитариста группы «Кино» Юрия Каспаряна. После выхода этого альбома советские рок-группы получили возможность давать концерты, записывать и выпускать альбомы в других странах, сотрудничать с западными музыкантами. Группа «Кино» совершила в 1988—89 годах турне по Франции, Италии и Дании, «Звуки Му» выпустили в Великобритании альбом «Zvuki mu» (продюсер: Брайан Ино) и ездили в турне по Англии и США. Лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков записал в США англоязычный альбом «Radio Silence» совместно с Дэйвом Стюартом (Eurythmics) при участии Энни Леннокс (Eurythmics) и Крисси Хайнд (The Pretenders).
В конец 80-х были сняты несколько фильмов, ставших неотъемлемой частью русской рок-культуры: «Взломщик» (1986) с Константином Кинчевым, «Игла» (1988) с Виктором Цоем, «Асса» (1987) с «Аквариумом» и другими, «Такси-блюз» (1989) с Петром Мамоновым, а также короткометражка «Йя-хха» с участием вышеперечисленных рок-музыкантов.
С этого момента создавались многочисленные новые группы, дорога которым была уже открыта.Средства массовой коммуникации стали играть большую роль в развитии рок-музыки. Хотя большинство телеканалов и радиостанций почти игнорирует современные русские рок-группы, в 90-х и 2000-х появляются СМИ, специализирующиеся на этой музыке. Это «Наше радио», телеканалы «A-One» и «О2ТВ», «Радио Максимум», журнал «Fuzz» и другие.
В российской рок-музыке продолжилось развитие жанров, популярных на Западе, с постепенным разделением единого движения на них. Появилось большое количество коллективов, исполняющих панк и гранж («Король и Шут», «Lumen», «Пилот», «Наив», «Тараканы!», «7раса», «Небо Здесь»). «Тяжелая» сцена расширилась с появлением современных исполнителей пауэр-метала («Эпидемия», «Catharsis»), блэк- и паган-метала («Nokturnal Mortum», «Gods Tower», «Темнозорь», «Аркона»), дум — и атмосферик-метала («Mental Home», «Dreaming Soul», «Stonehenge») и других видов металлической музыки. Появилась широкая альтернативная сцена, исполнители инди-рока, ню-метала, рэпкора, эмо, металкора — такие как «Amatory», «Jane Air», «Психея», «Apshell», «Слот», «Мои Ракеты Вверх», «Stigmata», «Rashamba» и множество других. Телеканал «A-One» активно продвигает эту сцену, учредив премию «RAMP».
Фолк-рок получил новое развитие, сблизившись, с одной стороны, с менестрельской песней («Мельница», «The Dartz», «Theodor Bastard»), а с другой стороны — с так называемым скандинавским фолк-роком («Наследие вагантов», «Тролль гнёт ель», «White Owl», «Tintal»). Часть групп ориентирована на фольклорные традиции народов России: «Ярос» (славянский фолк-рок), «H-Ural» (хантыйский электрофолк), «Буготак» (бурятский этно-рок) и др.
Безусловно, что существуют особое понятие русского рока. Безусловно, он (русский рок) отличается от западного и во многом тяготеет к знаку плюс. Но также, безусловно, то, что он все-таки находится по влиянием разрушительной общемировой рок-культуры. Западные рок-звезды наших даже не воспринимают всерьез. Какие, например, строки в мировых хит-парадах занимают отечественные группы и исполнители?!. Вопрос, как говорится, риторический… Напротив, отечественные исполнители считают за честь  подражать западным не столько собратьям, сколько учителям. Играть их музыку, впитывать их мотивы.
Теперь вернемся к исследованиям  известного исследователя рок-н-ролла Жан-Поль Режембаля, который писал, что сила рока заключается в прерывистых пульсациях, ритмах, вызывающих биопсихическую реакцию организма. Она может повлиять на функционирование различных органов тела. Например, может вызвать ускорение сердечного пульса, а также половое возбуждение. Ритм музыки «кратный полуторам ударов в секунду, и сопровождаемый мощным давлением сверхнизких частот (15-20 герц), способен вызвать у человека экстаз. При ритме же, равном двум ударам в секунду, и на тех же частотах, слушающий впадает в танцевальный транс, подобный наркотическому». Разве все это в равной степени ни относится к русскому року, как и к западному?! То есть понятие православие и рок-музыка или рок-культура не совместимы в принципе. Кроме того подавляющее большинство отечественных рок-групп вовсе не считают себя православными и не являются таковыми. Мы специально употребляем крайне мягкие формулировки...
Образ жизни подавляющего количества отечественных представителей рок-музыки также далек от идеала. Он и не может быть другим. Он такой же как сам рок – пьяный, развратный и уколотый.
Однако, поговорим о хорошем. Когда православные произносят словосочетание «русский рок», то непременно вкладывают в это понятие лучших представителей отечественной музыки, а именно «ДДТ», «Алису», «Воскресенье» и так далее. То есть те группы, которые не режут православный слух, а значит, их якобы можно слушать. С этим тоже стоит разобраться. Можно говорить о том, что некоторые рок-музыканты тяготеют к православию. Это касается, например, вышеупомянутых Юрия Шевчука и Константина Кинчева. Но нельзя говорить, что их музыка является православной или допустимой для услаждения слуха и души церковным людям. Это все тот же рок. Та же рок-тусовка, рок-среда... А чтобы лучше понять в каком состоянии находится эта тусовка называемая «русским роком» сегодня, можно просто послушать «Наше» радио. Мы отнюдь не советуем заниматься этим православным… Станет все ясно без комментариев. На несколько отвратительных композиций будет одна более или менее терпимая для приличного слуха. А по сему вывод напрашивается сам собой: православным, все-таки лучше не оправдывать свою слабость, а бороться с ней.

От редакции. Использованы материалы энциклопедии Википедия.