Жизнь по вере

Церковь в жизни горожан

 

Церковь в жизни горожан (1960‑е годы)

 В 1950‑е послевоенные годы отчасти изменилось положение верующих  в стране, но много еще храмов и монастырей было закрыто и это отражалось на духовном самочувствии верующих.  Церковь и верующие продолжали находиться в государстве и обществе, отрицающим традиционнные ценности, а это значит, что святыня, святость, православная духовность были заперты в церковной ограде (хотя и там несвободны), заперты в человеке, с запретом исповедывать и являть свою веру, заперты в домах верующих. В эти годы существовала своя локальная среда, связанная со святыней и святостью. Основным источником святости, откуда народ черпал духовную была Церковь — храм, где люди крестили детей, где исповедовались, причащались, молились за богослужением.В эти тяжелые годы верующим людям приходилось скрывать свою веру, вото почему сохранилось не так много документальных описаний «от первого лица». В основном,  описаниями занимались те, кто отвечал за антирелигиозную пропаганду.

Благодаря им в архивы попали и те документы, которые мы приводим. В Воронеже при облисполкоме существовал социологический центр (Институт научного атеизма), занимающийся исследованием религиозной ситуации в области. Руководил им Михаил Тепляков. Деятельность этой группы контролировалась не только партийными органами, но и  уполномоченным по Воронежской области М.Н. Шибановым. Группа разработала  методику исследования и в течение нескольких лет (около трех лет) собирала сведения.Мы приводим результаты по г. Воронежу, хотя в исследование была включена и область. В Покровском кафедральном соборе в воскресный день 5 ноября 1967 г. на утреннем богослужении присутствовало около 500 чел.; в Никольском  храме — 450 чел.; в Казанской церкви — около 300. Основная масса верующих — женщины возраста от сорока и старше (до 75%). Но были и молодые юноши и девушки. Было много детей. Особенно в Покровском соборе — около 50 человек. Часть школьников была без родителей. На паперти стояли нищие: при Покровском соборе — 47 чел. (5 детей); при казанской церкви — 25 чел. (2 детей); при Никольской — 8 чел. В это день крестилось 32 младенца.Выявлялись также приоритеты отношения к святыне у верующих. За основу взят праздник Пасхи — Воскресения Христова, визуально самый массовый. Наиболее массовым выражением веры было поклонение и прикладывание к плащанице в Великую Пятницу. «Подсчитывалось количество приложившихся за три часа (утро, полдень, вечер) и среднеарифметическое число умножалось на число часов в течении которых проходило массовое прикладывание. В 1966 г. среднеарифметическое число бралось за 8 часов.

Храмы Воронежа

  Количество приложившихся к плащанице в Вел. Пятницу

 

1965 г.

1966 г.

1967 г.

1968 г.

Покровский собор

21500

19578

13305

12000

Никольская ц.

15500

14760

9490

11365

Казанкаская ц.

13000

9372

12547

11838

Всего

50000

43700

35342

35203

   

 

Количество приложившихся к плащанице

 

1966 г.                                     1967 г.                                   1968 г.

Дошкольники

2805

1753

1616

Школьники

820

751

545

Женщины 18 —30

1762

855

2215

Мужчины 18—30

461

260

253

Женщины 31—50

34098

8297

9221

Мужчины 31—50

3826

497

755

Женщины старше 50

 

21030

18889

Мужчины старше 50

 

1899

1709

Всего

43710

35342

35203

 Итак, данные указывают, что основная масса прикладывавшихся к плащанице были женщины старше 30 лет. В 269 случаях молодые матери приходили со своими младенцами. Если учитывать данные 1967 и 1968 г. (т.к. сведения на 1966 г. по женщинам и мужчинам старше 50 лет отсутствуют, то выяснится на 1966 г. другая общая цифра прикладывавшихся. К цифре 43710 надо добавить еще 4000 и получим 47710. Если учитывать, что население Воронеже в конце 1960‑х составляло около 500 тысяч, то приходим к выводу, что каждый десятый житель «пролетарского Воронежа» приходил в храм в Великую Пятницу. Авторы исследования провели также анкетирование верующих на предмет знания «религиозной мифологии», чтобы узнать насколько сознательны действия верующих. Выяснилось, что 73,5% верующих разбираются в «религиозной мифологии» и только 27,5% имеет о ней смутные представления. Делаются следующие выводы: «Если учесть, что мы имеем дело с молодым поколением, которое не изучало «Закона Божия» в школах, то следует признать огромную силу семейного религиозного воспитания. Именно в семье от религиозных родственников большим количеством детей усваиваются религиозные знания». Интересными оказались выводы, касающиеся отношения верующих к освящению кулича. Что это для них за ритуал. Выделилось три группы верующих: в одной группе преобладает религиозная мотивация: «славим Бога; в честь Святого дня; для утверждения веры; Так Господь велел; по обычаю Божию; чтоб разговеться после поста; чтоб уменьшить грехи; отвожу душу в церкви». В другой - ссылки на традицию: «святим по традици; так заведено; так отцы и деды делали; все так делают; это наша русская традиция». Группа, где преобладает нерелигиозная (бытовая) мотивация освящения куличей: «А нам больше некуда; чтоб выпить и погулять; принято так; мама попросила.Итак, большинство приходивших святить куличи делали это по религиозным мотивам и мотивам традиции, «которой лишь прикрывают религиозность». Только 3% из числа приходивших в храм по расчетам социологов «не верят в Бога, не знают религиозную мифологию, посещают церковь и отдают дать традиции по бытовым мотивам». Судя по тому как составлялась анкета и велись опрос верующих и наблюдение за ними, для исследователей было ясно одно,  что в городе есть два места, где присутствует святость (и святыня), куда верующие и направляются в торжественные дни: это — храм и кладбище. 

 Наталья Шляхтина Из материалов этнографической экспедиции в Воронежскую обл. 2000 г. Архив автора . Окончание следует...